Какова специфика взрыва в метро?
Большое количество травм от перепадов давления, затрудненная эвакуация. |
Для начала нужно понять, что такое сам взрыв. Давайте рассмотрим взрыв тротиловой шашки, наиболее часто используемого террористами средства. После детонации такой шашки из взрывчатого вещества выделяется примерно двести литров сжатого газа, который равномерно распространяется вокруг со скоростью три километра в секунду. При несложных подсчетах ясно, что сам взрыв такого количества тротила опасен на небольшом расстоянии, до полутора метров. Куда страшнее его последствия. Дело в том, что расширяющийся газ толкает воздух вокруг, соответственно повышается давление. Именно высокое давление — причина контузии у человека, а также разрушений. При разрушениях же образуется масса осколков, летящих на высочайшей скорости. Осколки — это самая большая опасность для человека.
При взрыве на открытом воздухе дальность разлета осколков — до 150 метров. Однако со взрывом в замкнутом пространстве, каким является вагон метро, тоннель или станция, дело обстоит немного по-другому. С одной стороны, в метрополитене всегда очень большие скопления людей и эффект от взрыва, по логике, должен быть больше. Однако при небольшой мощности взрывного устройства, когда террористы рассчитывают именно на осколки, как ни кощунственно это звучит, общую массу людей спасают те несколько человек, которые оказались в непосредственной близости к центру взрыва. Они принимают на себя все осколки взрывного устройства и выступают как бы щитом.
Тем не менее, теракт в метро очень опасен по нескольким причинам. Взрыв в замкнутом пространстве гораздо опаснее, чем на открытом воздухе, так как взрывной волне некуда уходить, и она причиняет гораздо больше вреда. Количество людей получивших травму от перепада давления при взрыве в замкнутом пространстве, на порядок больше, нежели при взрыве на открытом воздухе. Кроме того, в замкнутом пространстве гораздо больше источников для вторичных осколков и поражающих элементов, которые также причиняют множество ранений.
Взрыв на перегоне между станциями очень осложняет эвакуацию. Может возникнуть паника, люди будут выпрыгивать из вагона на пути. Если о происшествии вовремя не сообщили диспетчеру и он не отключил питание на линии, людей, оказавшихся вне вагонов, может поразить током. Именно поэтому в таких случаях очень важно действовать централизованно и неукоснительно слушаться указаний машиниста: он обучен всему, что необходимо делать. Если возник пожар, ситуация дополнительно осложняется плотным задымлением.
Примерно те же трудности и при взрыве на станции. Если она глубокого заложения, подняться на поверхность можно только с помощью эскалаторов, которые, скорее всего, отключатся в экстренной ситуации. Подъем массы людей на поверхность пешком по узким проходам, да еще и в условиях паники, чреват большим количеством погибших, возможно большим, чем от самого взрыва.
Все эти факторы говорят о том, что при терактах в метро очень важно слушать указания машиниста, предотвратив панику и бесконтрольное бегство.
Нельзя терять самообладание, обязательно нужно подчиняться командам тех, кто организует эвакуацию. Потому что если каждый пассажир будет действовать «как хочу, так и веду себя», то будет паника и будут пострадавшие.
(Юрий Виденеев, начальник отдела Главного управления по делам ГОЧС Москвы — пресс-служба)