Проявление экстремальных настроений в молодежной среде
в отношении к мигрантам
Экстремальные настроения четко прослеживаются в жизненных ориентациях молодежи. О них можно судить по тому, каковы у молодых людей представления о современности и что является определяющим в выборе жизненной позиции. В представлениях о современности экстремальность анализировалась по оценкам степени важности различных ее признаков для современного человека. В качестве экстремального проявления рассматривалась важность собственного превосходства над другими. Степень важности оценивалась по семибалльной шкале. Подобное представление о современных критериях социальной продвинутости разделяют две трети (59,8%) молодежи. Высокий уровень экстремальности радикальной напрвленности по данному показателю проявляется среди 15,5% молодежи. В социальном составе этой группы юноши и девушки представлены одинаково; по возрасту – также равномерно представлены все возрастные группы с незначительным убыванием доли в старших группах; по типу поселения выделяются проживающие в крупных городах и в сельской местности.
В выборе жизненной позиции показателем экстремальности выступал риск. Установка на изменение и риск рассматривались в качестве экстремального проявления в выборе жизненных стратегий. Каждый пятый (23,5%) респондент выбрал такую экстремальную стратегическую модель социальной активности. В социальном составе в данной группе выделяются: по полу – юноши; по возрасту – равномерно представлены все возрастные группы с тенденцией снижения доли старшей группы (26-29 лет); также равномерно представлены все группы по формам занятости; по типу поселения – выделяются проживающие в крупных городах и в сельской местности.
В наиболее крайних формах экстремальность сознания молодежи проявилась во взаимодействии с социальным окружением — в отношении к мигрантам, к богатым, к чиновникам, к представителям других религий. В отношении к мигрантам экстремальность настроений проверялась на основе согласия с утверждением – «Приезжие мешают нам жить, пусть уезжают восвояси. Согласны с подобным суждением, проявляя, тем самым, радикализм в отношении к мигрантам, 41,4% респондентов. Уровень экстремальности измерялся на основе ранговой шкалы оценок чувств, испытываемых респондентом к мигрантам с юга и юговостока (кавказцев, вьетнамцев, китайцев и др.). Неприязнь к ним в разной степени выразили 35% респондентов, в том числе в крайней форме 10,5%. Об уровне радикализма можно судить также по степени одобрения деятельности радикальных политиков и организаций. Применялась ранговая шкала. В разной степени разделяют взгляды радикальных русских националистов, выступающих против роста численности в России мигрантов, других лиц нерусской национальности 21% молодежи. Высокий уровень экстремальных настроений по данному показателю характеризует 7,5% молодежи. В социальном составе этой части молодежи выделяются: по полу – юноши; по возрасту – младшие юношеские возрастные группы (18-21 год); по типу занятости – работающая молодежь, учащиеся ПТУ и техникумов; по типу поселения – проживающие в крупных городах.