Тенденции террористической деятельности
в современном мире
Современный международный терроризм превратился в фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных странах и регионах, но и в мире в целом. На сегодняшний день более чем в 70 странах насчитывается свыше 500 групп и организаций, использующих в своей деятельности методы террора.
Существенным отличием современного этапа терроризма стало широкое использование террористов-смертников. Так за последние четыре года более 80% исполнителей всех совершенных в мире террористических актов относятся к этой категории. В арсенале террористических организаций террористы-смертники относятся к категории так называемого «оружия священного возмездия», т.к. акции с их использованием приводят к многочисленным жертвам и всегда широко освещаются в средствах массовой информации. Кроме того, применение террористов-смертников гарантирует, что атака состоится в наиболее подходящий для террористов момент, нет нужды готовить пути отхода для всей группы, а также нет опасений, что преступник попадет в руки правоохранительных органов и выдаст сообщников, в т.ч. организаторов. Расчет обычно делается на фактор неожиданности, которая достигается исключением шаблонности в тактике проведения акций, применением различных видов взрывных устройств, выбором наиболее подходящего места и времени проведения акции. Применяются эффективные приемы маскировки. Так, чтобы усыпить бдительность правоохранительных органов и беспрепятственно пройти к цели, женщины-смертницы выдают себя за беременных, привлекаются и подростки. Могут использоваться лица с различными увечьями (без руки, ноги, глаза и т.п.). По замыслу организаторов террористических акций, явно выраженные физические недостатки заставляют относиться к подобному человеку с сочувствием, а не опаской, что облегчает проникновение к местам совершения преступлений. Необходимо помнить, что террористы-смертники не одиночки, а конечное звено исполнителей в разветвленной террористической организации. Для маскировки своих подлинных целей организаторы терактов стремятся представить исполнителей как религиозных фанатиков, национальных экстремистов, мстителей за личные или клановые обиды. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, среди террористов-смертников не более 10% действительно демонстрировали черты фанатизма и экстремизма, остальные — либо пошли на акцию не по своей воле, либо вообще не подозревали о своей судьбе.
Пополнению их рядов способствуют неблагоприятные социально-экономические условия (нищета, отсутствие перспектив, тяжелые жизненные обстоятельства).
Определенную роль играет идеологическое давление — «агрессивная исламизация» части населения ряда регионов нашей страны, сопровождающаяся прославлением и мифологизацией «подвигов» «шахидов».
В последнее время в качестве смертников используются, в том числе, глубоко верующие люди, совершившие какое-либо преступление и приговоренные шариатскими судами к казни. Их убеждают, что смерть в ходе выполнения диверсионно-террористической акции гарантирует полное искупление вины.
Значительную часть смертников составляют женщины, потерявшие мужей, детей, близких родственников, что по кавказскому менталитету равносильно их собственной гибели. Оторванные от семьи и привычного круга общения, подвергнутые мощной идеологической и психотропной обработке, они составляют костяк «шахидок» («черные вдовы» и «невесты аллаха»).
Сравнительно новым стало использование в качестве террористов-смертников людей, подвергнутых серьезному психо-программированию («зомбированию»). Подобные лица, как правило, не осознают сути программы, их поведение более естественно. В качестве подобных исполнителей выбираются не просто лица славянских этнических групп, но и жители тех населенных пунктов, где планируется проведение террористических актов.